Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ  – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

     Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. 

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:

1. Читательская грамотность  — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

  1. Естественнонаучная грамотность— способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  2. Математическая грамотность — способность сформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.
  3. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
  4. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
  5. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 2023-2024 уч. г.

Интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»  Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания.

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся.

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности

Методические материалы по формированию функциональной грамотности

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы

Практикум по решению заданий международных исследований

Оценка читательской грамотности в исследовании PISA (по материалам Г.А.Цукерман)

Новые педагогические практики конструирование и применение ситуационных задач

Математическая грамотность

Карта анализа занятия по ФГ

Решение комбинаторных задач практического содержания по естественнонаучной грамотности 9 класс

Работа над формированием и развитием читательской грамотности на уроках немецкого языка

Через игры на немецком языке к формированию функциональной грамотности

Функциональная грамотность на уроках физической культуры

Формирование глобальных компетенций на уроках русского языка и литературы

Задания на развитие естественнонаучной грамотности

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Диагностическая работа для учащихся 5 классов. Финансовая грамотность.

Диагностическая работа для учащихся 7 классов. Финансовая грамотность.

Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы

Характеристики заданий и система оценивания 7 класс Финансовая грамотность

Характеристики заданий и система оценивания работ 5 класс. Финансовая грамотность 

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность

Диагностическая работа для учащихся 7 -8 классов

Диагностическая работа для учащихся 9-х классов

Диагностические работы для прохождения рубежной аттестации учащихся 6-9 классов

Функциональная грамотность задачи по модулю «Основы читательской грамотности»

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Диагностическая работа для учащихся 9-х классов.

Уровень сформированности естественнонаучной грамотности