Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ  – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

     Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.

Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. 

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:

1. Читательская грамотность  — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

  1. Естественнонаучная грамотность— способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  2. Математическая грамотность — способность сформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.
  3. Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
  4. Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
  5. Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 2021-2022 уч. г.

Интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности

«Институт стратегии развития образования Российской академии образования»  Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания.

Центр оценки качества образования ИСРО РАО

Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся.

Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA

Методические материалы по формированию функциональной грамотности

Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы

Практикум по решению заданий международных исследований

Оценка читательской грамотности в исследовании PISA (по материалам Г.А.Цукерман)

Новые педагогические практики конструирование и применение ситуационных задач

Математическая грамотность

Карта анализа занятия по ФГ

Решение комбинаторных задач практического содержания по естественнонаучной грамотности 9 класс

Работа над формированием и развитием читательской грамотности на уроках немецкого языка

Через игры на немецком языке к формированию функциональной грамотности

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность

Диагностическая работа для учащихся 5 классов. Финансовая грамотность.

Диагностическая работа для учащихся 7 классов. Финансовая грамотность.

Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы

Характеристики заданий и система оценивания 7 класс Финансовая грамотность

Характеристики заданий и система оценивания работ 5 класс. Финансовая грамотность 

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность

Диагностическая работа для учащихся 7 -8 классов

Диагностическая работа для учащихся 9-х классов

Диагностические работы для прохождения рубежной аттестации учащихся 6-9 классов

Функциональная грамотность задачи по модулю «Основы читательской грамотности»

Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность

Диагностическая работа для учащихся 9-х классов.