ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:
1. Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественнонаучная грамотность— способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
- Математическая грамотность — способность сформулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни.
- Креативное мышление — способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений и/или нового знания, и/или эффективного выражения воображения.
- Глобальные компетенции — сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Программа курса РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ 2023-2024 уч. г.
Интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности
«Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Основные подходы к оценке каждого из 6-ти направлений ФГ обучающихся, демонстрационные варианты диагностических работ, характеристики заданий и система их оценивания.
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся.
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности
Методические материалы по формированию функциональной грамотности
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы
Практикум по решению заданий международных исследований
Оценка читательской грамотности в исследовании PISA (по материалам Г.А.Цукерман)
Новые педагогические практики конструирование и применение ситуационных задач
Решение комбинаторных задач практического содержания по естественнонаучной грамотности 9 класс
Работа над формированием и развитием читательской грамотности на уроках немецкого языка
Через игры на немецком языке к формированию функциональной грамотности
Функциональная грамотность на уроках физической культуры
Формирование глобальных компетенций на уроках русского языка и литературы
Задания на развитие естественнонаучной грамотности
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность
Диагностическая работа для учащихся 5 классов. Финансовая грамотность.
Диагностическая работа для учащихся 7 классов. Финансовая грамотность.
Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
Характеристики заданий и система оценивания 7 класс Финансовая грамотность
Характеристики заданий и система оценивания работ 5 класс. Финансовая грамотность
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
Диагностическая работа для учащихся 7 -8 классов
Диагностическая работа для учащихся 9-х классов
Диагностические работы для прохождения рубежной аттестации учащихся 6-9 классов
Функциональная грамотность задачи по модулю «Основы читательской грамотности»
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность